Стенная роспись


/ Просмотров: 35442

               Фреска - Успение Пресвятой БогородицыВ Церкви Введения с 1996 года по 2010 силами прихода велась роспись трапезной части храма. Руководил небольшой бригадой стенописцев помощник старосты Храма Шихачевский Сергей Леонидович - член Московского Союза Художников…

            Роспись произведена в традиционной для Русских Православных храмов технике: расколеровка или роскрышь, как её называли в древности - чистая фреска (т. е. живопись по свежей известковой штукатурке), а по высыхании фресковой подготовки завершение темперой. Используется только натуральное сырьё: природные земляные и минеральные пигменты, творог, льняное масло, прополис. Программа росписи также традиционна, но имеет свои особенности, которые возникли в связи с редким сочетанием в Богородичном храме приделов Св. Ильи - пророка и Св. Мученика Лонгина - Сотника.

    Предлагаем вашему вниманию заметку о росписи трапезной части храма. 

           Роспись трапезной части Введенского храма выполнена в традиционной для всей древнерусской стенописи смешанной технике. Т.е. сначала выполняется так называемая «роскрышь» - расколеровка намеченного рисунка «чистой фреской» - роспись природными пигментами без связующего по свежему известковому основанию (левкасу). Затем, после просыхания первого слоя живописи, «роскрышь» прописывается теми же пигментами, но уже смешанными со связующим. В древности таким связующим чаще всего был яичный желток, но пользоваться им в последние десятилетия, особенно в Москве и других крупных городах с повышенной загазованностью атмосферы опасно из-за возможного почернения красочного слоя. Специалисты химики рекомендуют пользоваться эмульсией составленной из природного белкового клея (приготовляемого из обезжиренного творога) и сваренного льняного масла с добавлением расплавленной канифоли или янтаря (являющихся природными смолами). Эта эмульсия называется казеино-масляной и именно её стенописцы использовали в своей работе при росписи Барашевского храма. Надо сказать, что благодаря энтузиазму отечественных геологов и историков большинство пигментов взято из месторождений, коими пользовались наши предки для росписи Московских храмов 15-17 веков. Это не прихоть и не игра в аутентичность. Цветовая гамма, палитра средневековой живописи составлялась из очень небольшого числа красок, поэтому традиционность колорита по нашему мнению имееет не последнее значение.

            Подготовка стен и сводов под роспись имела свою специфику. Все древнерусские храмы сложены на извести, а за годы советской власти многие из них и Барашевский в том числе были отняты у Православной церкви и использовались, мягко говоря, не по назначению. Табличка, часто отлитая из бронзы и гласящая, что «храм находится под охраной государства», была выражением вопиющего лицемерия. Так было и с Введенским храмом в Барашах. В нём в течение многих лет было расположено «вредное производство с динамическими нагрузками» (цитата из письма директора реставрационной мастерской г-на Шифера, объясняющего причины невозможности богослужения в храме. Причём он утверждал, что искренне печётся о безопасности верующих). Видимо в силу «производственной необходимости» стены и своды храма были не только оштукатурены цементным раствором (который вступает в разрушительную реакцию с известью кладки), но также были произведены многочисленные «улучшения», главное из которых – превращение четверика храма в четырёхэтажное производственное помещение. Перекрытия выполнены основательно: в стены заведены мощные швеллера и положены бетонные плиты. Сейчас трудно сказать, какие из этих факторов навредили храму больше (и продолжают вредить), но ясно одно – все они вместе и по отдельности храм разрушали. Начинать роспись в таких условиях было не возможно. В течение 3х лет была проведена тяжёлая и кропотливая работа по «излечиванию» стен, сводов и пола храма. Консультантами в этом деле выступили ведущие специалисты Института РАН и Министерства Культуры РФ «Наследие» д-р наук М.Г.Безруков, В.Н.Ярош и Р.В.Лобзова и проф. И.А.Кулешова из Центра Современных Технологий. Все работы выполнялись практически безвозмездно, а помощь всех консультантов была совершенно бескорыстной. По завершении «химиотерапии» (проводившейся в основном традиционными старыми методами) и вывоза огромного количества производственного мусора, скопившегося в храме и на храмовой территории, стены и своды были оштукатурены «правильным» известковым раствором с добавлением толчёного кирпича, рубленой пакли и древесного угля.

            Чего нельзя было сделать, так это вернуть трапезной первоначальный вид. И в первую очередь размер и форму окон. Послепожарные (т.е. после пожара Москвы 1812 года) переделки затронули конструктивные элементы стен. По двум сохранившимся дореволюционным фотографиям было ясно, что роспись в храме выполнена в академическом стиле, середины и конца 19 века, по всей видимости, маслом, но ничего больше сказать было нельзя, т.к. роспись трапезной части была за годы советской власти полностью уничтожена. Из-за того, что роспись не являлась «современницей» храма и данных не сохранилось даже о сюжетах, авторы росписи попробовали провести своего рода реконструкцию, опираясь в первую очередь на памятники 17 века. Источниками сюжетов и композиционных решений послужили храмы Ростова Великого, а вот колорит было решено искать в Московских храмах. Тёплые, радостные краски так и хочется сказать – цветут на стенах и сводах. Первый проект росписи (северного придела Св. Пророка Ильи) утверждался в 1996 году объединённой Комиссией тогдашнего Общества Охраны Памятников и Министерства Культуры РФ под председательством В.В.Филатова. После создания Искусствоведческой Комиссии при Святейшем Патриархе Московском и Всея Руси, все последующие проекты утверждались этой Комиссией. Очень большую помощь в разработке проектов росписи оказал крупный знаток древнерусской живописи, ст. научный сотрудник ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря А.Н.Овчинников.

Завершающим аккордом, основанием всего облика трапезной стал деревянный пол. В храме окончательно сформировалась удивительно тёплая молитвенная атмосфера. Прихожан в Барашевском храме, как и во многих храмах «неспальных» районов Москвы, совсем не много. Даже в Двунадесятые Праздники не бывает тесноты и суеты. Но настоятель и прихожане любят свой храм в том числе и за это.

Автор Шихачевский Сергей Леонидович

 

Click to enlarge image 0001b.jpgClick to enlarge image 0002b.jpgClick to enlarge image 0003b.jpgClick to enlarge image 0004b.jpgClick to enlarge image 0005b.jpgClick to enlarge image 0006b.jpgClick to enlarge image 0007b.jpgClick to enlarge image 0008b.jpgClick to enlarge image 0009b.jpgClick to enlarge image 0010b.jpgClick to enlarge image 0011b.jpgClick to enlarge image 0012b.jpgClick to enlarge image 0013b.jpgClick to enlarge image 0014b.jpgClick to enlarge image 0015b.jpgClick to enlarge image 0016b.jpgClick to enlarge image 0017b.jpgClick to enlarge image 0018b.jpgClick to enlarge image 0019b.jpgClick to enlarge image 0020b.jpgClick to enlarge image 0021b.jpg  

View the embedded image gallery online at:
http://www.vvedenievbarashah.ru/o-khrame/stennaya-rospis#sigProGalleriab86d8642b3


Источник: http://www.vvedenievbarashah.ru/o-khrame/stennaya-rospis


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Похожие новости


Книги о творчестве
Выкройка куклы с пальчиками
Мастер класс оригами петушок
Аппликации из картона
Сарафан в клетку выкройка


Стенная роспись
Стенная роспись


Стенные росписи - это. Что такое Стенные росписи?
Роспись стен - Перевод на английский - примеры русский Reverso



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ